01/10/2008 | Александр Евангели

С именем «художника года» Анатолия Осмоловского связаны все самые заметные вехи в отечественном искусстве последних двух десятилетий. Его работы хранятся в главных пинакотеках мира, выставки проходят по всему миру. Осмоловский - фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его радикализм эволюционировал от социального и политического жеста в 90-х к чистоте авангардной формы, к автономии искусства. Сегодня его объекты утверждают формальную экспрессию в качестве актуального высказывания.

Александр Евангели



09/05/2010 | Анатолий Осмоловский

В среде патриотов часто идет спор, что американское искусство убьет всю нашу традицию. Во-первых, современное искусство - не американское явление, а было изобретено в России (Малевич со товарищи). Во-вторых, невозможно искусством поработить. Ни одному человеку не приходит в голову, что центральная перспектива, придуманная в Италии в эпоху Ренессанса, может поработить кого-то

Периоды творчества

1987 – 1990 («Министерство ПРО СССР»)

1989 – 1992 (Э.Т.И.)

1992 – 1994 (Necesiudik)

1992– 2001 (Personal projects)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Personal projects)

Работы разных периодов


Изображение 040

bugs_1

Ногти

2006 - «Hardware» - Anatoly Osmolovsky

Инпозиция

1992 – 1994

Итак: исследование  вместо манифестации?

А. Осмоловский о выставке «Война продолжается»

Война продолжается...

Пресс-релиз. Press-release «The War Is Going On...»

В основу идейной программы выставки, а также и творческой стратегии ее участников положены эпистемологические теории Томаса Куна, Имре Лакатоса, Пауля Фейерабена. Исходя из представления о детерминированности фактов действительности парадигмами мышления, авторы выставки видят ее как эксперементальную модель новой парадигмы, способной породить в свою очередь новые факты действительности.

«Путешествие в Бробдингнегг» - из каталога Российско-голландского проекта «Exchange»

Александра ОБУХОВА

Каталог Российско-голландского проекта «Exchange», сентябрь 1993 г.

Начало творческой карьеры А. Осмоловского совпало с «перестроечной» глорификацией художественного «андеграунда», и в составе скандально известной группы «ЭТИ» он испытывает на прочность равно как терпение эстетов и интеллектуалов, так и саму поверхность канонизированного стиля. В горизонте обзора возможных практик противодействия идеологической диктатуре постмодернизма (и его частного варианта в виде позднего «московского концептуализма»), он выбирает путь двойного сопротивления, раз и навсегда отказавшись от персонального опыта, — сопротивления не только модусу репрезентации, но и жесткой системе социального функционирования современного искусства.

Urban Art on the Move

The Moscow Tribune 1993, September 15
By Olga Listsova Special to The Tribune

Нецезиудик. 1993 г. «Последний манифест»

«На вопрос о теоретическом оправдании наш анархист, помня о законе неравномерного развития, будет отвечать в грубо пропагандистской манере, используя клочки аргументации.»
П. Фейерабенд

Nezesudik - A revolutionary competitive program

The contemporary art process is the sum total of individual artistic programs which variously group together into competing collective programs, having destroyed the Great Myth of the New. The hegemony of the post-structuralist program deideologized art turning it into a sort of boring, lifeless entertainment.

«Лишние» в ГУМе

Александр Кравченко

Чжаньчжэн и чжуаньчжэн — это, по-китайски, война и диктатура. Китай — родина Мао Цзэдуна. Мао Цзэдуну — 100 лет.
В воскресенье, 26-го, в 2 часа пополудни обитатели, покупатели и прочие, находившиеся в ГУМе, попали на день рождения Мао Цзэдуна. Все началось с большого черного магнитофона, который закричал вдруг около фонтана громко и экспрессивно, с надрывом: «Война! Диктатура!.. »

Ударим иконой концептуализма по зеркалу западного искусства

газета "Коммерсант-DAILY" №40. Суббота, 5 марта 1994 г.

Как сообщал „Ъ" 2 марта, в Аахене проходит большая выставка русского искусства «Fluchtpunkt Moskau». Помимо исторического раздела, на ней представлены 10 инсталляций современных московских художников, сделанных в основном специально для Аахена. Среди них работы «патриархов» московского концептуализма — Комара и Меламида, живущих ныне в Нью-Йорке, а также Андрея Монастырского и Дмитрия Пригова. Художники следующего поколения примыкают к этой традиции, а более молодые ищут свой индивидуальный путь, от этой традиции отталкиваясь. Рассказывает ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ.

Избыточные волосы Осмоловского.

В галерее XL прошла вторая часть выставки группы «Нецезюдик» (проект Бренер—Осмоловский, куратор Елена Селина).

Согласно считалочке «Любит — не любит — плюнет — поцелует... », Анатолий Осмоловский поплевал на белые стены галереи с работами Александра Бренера и тем спровоцировал нас на анализ обозреваемой выставки. Провокативное сопоставление на деле оборачивается шуршанием каталогов и оговариванием в кулуарах «деконтекстуализированных» жестов.

История любви Николая Березкина рассказана в «Риджине»

газета "Коммерсант-DAILY" №41. Воскресенье, 6 марта 1994 г.

Вчера в галерее "Риджина" открылась выставка памяти Олега Голосия — первого художника галереи, трагически погибшего осенью прошлого года. Драматургия выставочного проекта заключалась в том, что функцию экспозиционера взамен ушедшего Олега Кулика взял на себя молодой радикальный художник Анатолий Осмоловский, известный своими провокационными акциями. Однако опасения оказались напрасными: жест ультрареволюционера по отношению к творчеству Голосия был достаточно корректен и прост – дело свелось к проекции диапозитивов с картин художника на сами же картины. Что было вполне уместно в данном случае, и к тому же это выглядело преамбулой к главному событию вечера — демонстрации фильма братьев Алейниковых, снятого по мотивам работ Голосия.

Radical Artists Scream Out the Naked Truth

The Moscow Times. Tuesday, October 4, 1994 (Вторник, 4 октября 1994)

Весна — время метить новые территории.

газета "Коммерсант-DAILY" №88. Вторник, 17 мая 1994 г.

В частной экспериментальной галерее XL продолжается выставка двух лидеров, художественной программы Nezesudik — Александра Бренера и Анатолия Осмоловского.

Возмутители, общественного спокойствия отметили лабораторное пространство XL традиционно школярско-шкодливым перформансом — двухчасовым стоянием на стульях голого Александра Бренера и инсталляцией Анатолия Осмоловского — налепленными на стены галереи жевательными резинками с вкраплениями волос. Смысл акции, по всей видимости, состоял единственно, в желании авторов пометить своим присутствием новое экспозиционное пространство.

Press-release "The War Is Going On... "

The model of the aesthetic revolution in the contemporary social and cultural situation

The artists: A. BRENER, V. MARKOV, A. NIKOLAEV, D. PIMENOV, A. REVIZOROV, N. HALEZIN, V. SHUGALEI
The curator: A. OSMOLOVSKIJ
Sponsors of the exhibition: Join-stock venture "VITT"/Minsk/, Gallery "VITA NOVA"/Minsk/
The openning: 30th of March, 1993 at 6 p. m.

The exhibition is open till the 1st of May, 1993. every day - from 12 a. m. to 7 p. m. days off - Sunday, Monday

Radical Artists Scream Out the Naked Truth

The latest show at the Ridzhina Gallery looks as if the artists staged their own revolution, a quest for the genre farthest from the feel-good images of Socialist Realism. And they have succeeded: Assaulted by exhibits like screaming, tar-covered heads, viewers are not likely to come away uplifted.

1994 г. Война продолжается

Война продолжается
Коммунизма никогда не будет

«Путешествие Нецезиудик в страну Бробдингнеггов»(Маяковский-Осмоловский) - перформанс

1993 г. - перформанс «Путешествие Нецезиудик в страну Бробдингнеггов» (Маяковский- Осмоловский)
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский

1993 г. Claustrophobia of Anarchy

Клаустрофобия анархии
Клаустрофобия анархии
Клаустрофобия анархии
Клаустрофобия анархии
Клаустрофобия анархии
Клаустрофобия анархии

«No means No» - образ

«No means No» - образ,1993г.
«No means No», 1995 г.- Италия, Пискаро

«CHAOS - MY HOUSE», «Третий лишний» - постановочные фотографии

«CHAOS - MY HOUSE», 1992 г. - постановочная фотография
 «Третий лишний», 1993 г.  - постановочная фотография - выставка «Художник вместо произведения», 1994 г.
«Третий лишний», 1993 г.  - постановочная фотография

акция «Позор 7 октября» 

20 октября 1993 года - акция «Позор 7 октября»
20 октября 1993 года - акция «Позор 7 октября», фотография на обложке журнала «Радек»
English Русский