«Мавзолей бунта» – о выставке

апрель 2009 г.

Stella Art Foundation

На выставке «Мавзолей бунта» представлены работы молодых художников. Для большинства авторов участие в выставке – дебют. Начинают они в сложное время – эпоха безграничного роста (экономического ли, информационного) прошла – осталась громадная строительная площадка вся усыпанная недостроенными «объектами». Но уже давно возникало подозрение, что строительство это идет бездумно и бесцельно и единственный закономерный результат сего предприятия – обвал и катастрофа. В этом недострое, в этих руинах придется обитать долгое время. Руины эти – памятник бессмысленности. Потому естественно, что главная интенция молодого художника – попытаться придать хоть какой-то смысл окружающей действительности.

Что в итоге мы имеем? Десятки, если не сотни неоконченных проектов, различных толком не разработанных и не оформленных идей и форм, кучу социальных инициатив и институций, которые уже никогда не будут ни сформированы, ни запущены.

Нужно ли строить что-то свое, добавляя еще одну строительную площадку, или лучше попытаться разобраться с тем что имеем?

Так возникает идея Произведения – осмысленного завершения незавершенного.

Действительно, предыдущий этап прежде всего характеризовался активизмом: не важно что и во имя чего, главное – делать. Активный, энергичный человек ценился выше человека умного и глубокого. В нынешних условиях подобной роскоши мы себе позволить не можем. Потому главным достоинством следует признать наличие плана действий с заранее известной целью, а это и есть возврат Произведения искусства в систему искусства. Ибо произведение начинается с замысла. Продолжается как система четко спланированных действий и заканчивается артефактом наполненным смыслом. И здесь мы становимся свидетелями бунта, бунта нового поколения художников против аморфного и бездумного активизма, против всех и всяческих инициатив не имеющих ни своих четких целей, ни своего финала, а так же бесконечного институционального «творчества» порождающего никому не нужные смутные «организации» современные «Рога и копыта» из известного романа Ильфа и Петрова.   

Сегодня задача современного художника заключается в придании смысла и завершенности всем вновь реабилитированным в эпоху постмодернизма медиа. Именно постмодернизм, отказавшись от пуризма авангарда, вернул назад в художественную практику и живопись, и картину, и объект – практически все запрещенные авангардом (прежде всего концептуализмом) медиа. Но возврат этот был ироничный, игровой: несколько боязливый, прикрывающийся шуткой и даже розыгрышем. Сейчас же настало время осмысленной работы с этими вернувшимися назад медиа.

Молодые художники чувствуют (понимают) эту задачу. Поэтому их работа состоит не в бездумном поиске каких-то новых медиа (то чем занимались художники в нулевые годы), будь то какие-то неведомые новые технологии или анти-художественные социальные акции – нет, их работа – это придание реабилитированным медиа формы законченного произведения. Конечно, сама эта законченность выглядит еще пока как скелет или каркас. Ведь первый шаг состоит в выявлении главных структурных осей произведения искусства. (Одной из этих формальных осей является внутренняя симметрия артефакта).

Другим важным для произведения атрибутом следует признать ауру. Термин этот, введенный Беньямином, имеет разные интерпретации. Большинство сходится на том что ауратическое произведение создает незримую дистанцию  между зрителем и собой. Создание этой дистанции – труднейшая задача. Одним из самых доступных приемов можно считать придание артефакту интонации культового объекта, т.е. объекта имеющего свое более возвышенное применение. Имитация культовости создает искомую ауру, которая только усиливается от самого факта имитационности. При отсутствии культа аура становится художественным приемом. Наличие четко определяемого художественного приема позволяет опознать новое художественное направление – ауратизм.

Группируемые в коллективной выставке артефакты обладающие отчетливым ауратическим эффектом создают новый экспозиционный ансамбль. Конечно выставка остается выставкой, но высшей формой ауратического ансамбля можно считать мавзолей (с мавзолеем конкурирует храм). Совмещение молодежного бунта против незавершенности и ауратизации произведения искусства дают нам ничто иное как МАВЗОЛЕЙ БУНТА.   

Анатолий Осмоловский  

выставка «Мавзолей бунта»

Периоды творчества

1987 – 1990 («Министерство ПРО СССР»)

1989 – 1992 (Э.Т.И.)

1992 – 1994 (Necesiudik)

1992– 2001 (Personal projects)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Personal projects)

Работы разных периодов


action-happening «Barricade on Bolshaya Nikitskaya Street» - 1998

1990 – action “Price 2.20”

1995 «Ой»

Субъект и власть: уголь

Как политичиские позиции превращаются в форму

1989 – 1992

Что делать? Искусство без бульдозеров

Издревле повелось: единственное, что требуется художнику — это признание народа. Те, кто любит прозрачно намекать, что они не признаны, потому что гениальны, — всего лишь кокетничают с Богом. Но единственная, несравненная и высшая цель художника — подвергнуться репрессиям со стороны вышестоящей организации подобно сирену Марсию, которому за преизрядную игру на флейте ободрал шкуру Аполлон, самый главный начальник над искусствами. Всемогущие и всеблагие боги неизменно карают своих соперников по художествам подобно Афине, превратившей в паучиху Арахну, посмевшую состязаться с воительницей по части ткачества и отображения действительности в формах самой действительности. Но боги карают любя, даруя Жертве язык Палача. Вот такой обмен и такая утопия царит на Олимпе. К чему это я? А к тому, что происходит двадцатилетний юбилей Бульдозерной выставки.

«Леопарды врываются в храм»

Галерея «Риджина» гарантирует превращение поросенка в свинину

5 марта московская галерея «Риджина» начала фестиваль «Анималистские проекты». Первую культурную акцию осуществили три гепарда из курского цирка. В планах галереи на март-апрель — собака, попугаи и живая свинина.

«Леопарды врываются в храм» - инсталляция-перформанс

1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1991_leopardi_1

«После постмодернизма остается только орать» - инсталляция

1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать»
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать»ГЦСИ
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать» ГЦСИ
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать» фото из каталога
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только кричать» Рим
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать» Рим

«Видеть – значит подчиняться. Посмотри на яркий свет, ты ослепнешь и обретешь свободу» – инсталляция

1994 г. -  инсталляция «Видеть - значит подчиняться. Посмотри на яркий свет, ты ослепнешь и обретешь свободу»
1994 г. -  инсталляция «Видеть - значит подчиняться. Посмотри на яркий свет, ты ослепнешь и обретешь свободу»
1994 г. -  инсталляция «Видеть - значит подчиняться. Посмотри на яркий свет, ты ослепнешь и обретешь свободу»
1994 г. -  инсталляция «Видеть - значит подчиняться. Посмотри на яркий свет, ты ослепнешь и обретешь свободу»

Action “Price 2.20”

1990 – action “Price 2.20”
1990 – action “Price 2.20”
1990 – action “Price 2.20”
1990 – action “Price 2.20”
1990 – action “Price 2.20”

Performance “Reading by Fire”

February 15, 1991 – performance “Reading by Fire”
February 15, 1991 – performance “Reading by Fire”
February 15, 1991 – performance “Reading by Fire”
February 15, 1991 – performance “Reading by Fire”

film festival «Nouvelle Vague» («New Wave Explosion») - happening «True fashion show»

1990 г.  –  Happening “True fashion show” on “New Wave Explosion” festival
1990 г.  –  Happening “True fashion show” on “New Wave Explosion” festival
1990 г.  –  Happening “True fashion show” on “New Wave Explosion” festival
1990 г.  – Happening “True fashion show” on “New Wave Explosion” festival
1990 г.  – Happening “True fashion show” on “New Wave Explosion” festival
1990 г.  – Happening “True fashion show” on “New Wave Explosion” festival

action «Tombstone of Russian Democracy»

Action “Tombstone of Russian Democracy” October 1, 1991
Action “Tombstone of Russian Democracy” October 1, 1991
Action “Tombstone of Russian Democracy” October 1, 1991
Action “Tombstone of Russian Democracy” October 1, 1991
Action “Tombstone of Russian Democracy” October 1, 1991
Action “Tombstone of Russian Democracy” October 1, 1991

Action “Forefinger”

January 15, 1991 – action “Forefinger”
January 15, 1991 – action “Forefinger”
January 15, 1991 – action “Forefinger”
January 15, 1991 – action “Forefinger”
January 15, 1991 – action “Forefinger”
January 15, 1991 – action “Forefinger”

album "opening"

E.T.I. and Zvezdochetov  at the exhibition “The Day of Knowledge” September 1-15, 1991
the exhibition “The Day of Knowledge” September 1-15, 1991 – image-photo for the invitation card
the exhibition “The Day of Knowledge” September 1-15, 1991
A. Mareev and V. Koshlyakov at the exhibition “The Day of Knowledge” September 1-15, 1991
A. Osmolovsky and D. Gutov at the exhibition “The Day of Knowledge” September 1-15, 1991
A. Ter-Ogonyan and Guriev at the exhibition “The Day of Knowledge” September 1-15, 1991

The action «E.T.I. - TEXT»

1991 – action “E.T.I. – text” on Red Square, “MK” photographer
1991 – action “E.T.I. – text” on Red Square, photo of our activist
Activists of ETI movement after arrest near to Red Square police department

Action «Silent Parade»

Action “Silent Parade” (“Crawling”) – November 10, 1991
Action “Silent Parade” (“Crawling”) – November 10, 1991
Action “Silent Parade” (“Crawling”) – November 10, 1991
Action “Silent Parade” (“Crawling”) – November 10, 1991
Action “Silent Parade” (“Crawling”) – November 10, 1991
Action “Silent Parade” (“Crawling”) – November 10, 1991

Action «Clearing»

January, 1992 - action «Clearing»
January, 1992 - action «Clearing»
January, 1992 - action «Clearing»

«Ideological Carrier» - the project for the magazine «Flash Art» №166, 1992

«Ideological Carrier №11» - the project for the magazine «Flash Art», 1992
English Русский