«Мавзолей бунта» – о выставке

апрель 2009 г.

Stella Art Foundation

На выставке «Мавзолей бунта» представлены работы молодых художников. Для большинства авторов участие в выставке – дебют. Начинают они в сложное время – эпоха безграничного роста (экономического ли, информационного) прошла – осталась громадная строительная площадка вся усыпанная недостроенными «объектами». Но уже давно возникало подозрение, что строительство это идет бездумно и бесцельно и единственный закономерный результат сего предприятия – обвал и катастрофа. В этом недострое, в этих руинах придется обитать долгое время. Руины эти – памятник бессмысленности. Потому естественно, что главная интенция молодого художника – попытаться придать хоть какой-то смысл окружающей действительности.

Что в итоге мы имеем? Десятки, если не сотни неоконченных проектов, различных толком не разработанных и не оформленных идей и форм, кучу социальных инициатив и институций, которые уже никогда не будут ни сформированы, ни запущены.

Нужно ли строить что-то свое, добавляя еще одну строительную площадку, или лучше попытаться разобраться с тем что имеем?

Так возникает идея Произведения – осмысленного завершения незавершенного.

Действительно, предыдущий этап прежде всего характеризовался активизмом: не важно что и во имя чего, главное – делать. Активный, энергичный человек ценился выше человека умного и глубокого. В нынешних условиях подобной роскоши мы себе позволить не можем. Потому главным достоинством следует признать наличие плана действий с заранее известной целью, а это и есть возврат Произведения искусства в систему искусства. Ибо произведение начинается с замысла. Продолжается как система четко спланированных действий и заканчивается артефактом наполненным смыслом. И здесь мы становимся свидетелями бунта, бунта нового поколения художников против аморфного и бездумного активизма, против всех и всяческих инициатив не имеющих ни своих четких целей, ни своего финала, а так же бесконечного институционального «творчества» порождающего никому не нужные смутные «организации» современные «Рога и копыта» из известного романа Ильфа и Петрова.   

Сегодня задача современного художника заключается в придании смысла и завершенности всем вновь реабилитированным в эпоху постмодернизма медиа. Именно постмодернизм, отказавшись от пуризма авангарда, вернул назад в художественную практику и живопись, и картину, и объект – практически все запрещенные авангардом (прежде всего концептуализмом) медиа. Но возврат этот был ироничный, игровой: несколько боязливый, прикрывающийся шуткой и даже розыгрышем. Сейчас же настало время осмысленной работы с этими вернувшимися назад медиа.

Молодые художники чувствуют (понимают) эту задачу. Поэтому их работа состоит не в бездумном поиске каких-то новых медиа (то чем занимались художники в нулевые годы), будь то какие-то неведомые новые технологии или анти-художественные социальные акции – нет, их работа – это придание реабилитированным медиа формы законченного произведения. Конечно, сама эта законченность выглядит еще пока как скелет или каркас. Ведь первый шаг состоит в выявлении главных структурных осей произведения искусства. (Одной из этих формальных осей является внутренняя симметрия артефакта).

Другим важным для произведения атрибутом следует признать ауру. Термин этот, введенный Беньямином, имеет разные интерпретации. Большинство сходится на том что ауратическое произведение создает незримую дистанцию  между зрителем и собой. Создание этой дистанции – труднейшая задача. Одним из самых доступных приемов можно считать придание артефакту интонации культового объекта, т.е. объекта имеющего свое более возвышенное применение. Имитация культовости создает искомую ауру, которая только усиливается от самого факта имитационности. При отсутствии культа аура становится художественным приемом. Наличие четко определяемого художественного приема позволяет опознать новое художественное направление – ауратизм.

Группируемые в коллективной выставке артефакты обладающие отчетливым ауратическим эффектом создают новый экспозиционный ансамбль. Конечно выставка остается выставкой, но высшей формой ауратического ансамбля можно считать мавзолей (с мавзолеем конкурирует храм). Совмещение молодежного бунта против незавершенности и ауратизации произведения искусства дают нам ничто иное как МАВЗОЛЕЙ БУНТА.   

Анатолий Осмоловский  

выставка «Мавзолей бунта»

Периоды творчества

1987 – 1990 («Министерство ПРО СССР»)

1989 – 1992 (Э.Т.И.)

1992 – 1994 (Necesiudik)

1992– 2001 (Personal projects)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Personal projects)

Работы разных периодов


Клаустрофобия анархии

bugs_1

Ногти

мудачье

Клаустрофобия анархии

Персональные проекты

«Леопарды врываются в храм» - инсталляция-перформанс

1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»
1991_leopardi_1

2001 г. «Продано» - серия шелкографий

2001 г. - серия шелкографий «Продано»
2001 г. - серия шелкографий «Продано»
2001 г. - серия шелкографий «Продано»

«После постмодернизма остается только орать» - инсталляция

1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать»
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать»ГЦСИ
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать» ГЦСИ
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать» фото из каталога
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только кричать» Рим
1992 г. инсталляция «После постмодернизма остается только орать» Рим

«Путешествие Нецезиудик в страну Бробдингнеггов»(Маяковский-Осмоловский) - перформанс

1993 г. - перформанс «Путешествие Нецезиудик в страну Бробдингнеггов» (Маяковский- Осмоловский)
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский
1993 г. - перформанс «Путешествие в Бробдингнег», Анатолий Осмоловский - Владимир Маяковский

1995 г. - «Hot police dog»

Hot police dog

«No means No» - образ

«No means No» - образ,1993г.
«No means No», 1995 г.- Италия, Пискаро

«CHAOS - MY HOUSE», «Третий лишний» - постановочные фотографии

«CHAOS - MY HOUSE», 1992 г. - постановочная фотография
 «Третий лишний», 1993 г.  - постановочная фотография - выставка «Художник вместо произведения», 1994 г.
«Третий лишний», 1993 г.  - постановочная фотография

1995 г. «Ой» - инсталляция

1995 «Ой»

Плакаты

1996 г. плакат - «Заставим власть думать» (подготовительная фото)
1996 г. плакат - «Мировой порядок»
1996 г. плакат - «Абсолютная выдержка»
1996 г. плакат - «Beetleberry fields forever»
1996 г. плакат - «EC - вместе навсегда» (подготовительная фото)
1996 г. плакат - «Последний протест телом»

«Какой хотят видеть Россию на Западе» - перформанс

1996 г. - перформанс «Какой хотят видеть Россию на Западе»
1996 г. - перформанс «Какой хотят видеть Россию на Западе»

серия фотографий «Заставим власть думать»

1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»

Проект «Открытые фонды»

Выставка «Открытые фонды». Пермь
Музей
Н. Полисский
Вид экспозиции
Вид экспозиции
Вид экспозиции

Презентация журнала о современном искусстве «База» в Перми 26.08.2010 г.

презентация в Перми 1
презентация в Перми 2
презентация в Перми 3
презентация в Перми 4
презентация в Перми 5
презентация в Перми 6

«Bread serie 1» - 2007

Bread series N1 2007 det
Bread series N1 2007 det1
Bread series N1 2007

«Bread serie 2» - 2007

Bread series N2 2007..
Bread series N2 2007
Bread series N2 2007 det
деталь крупно 3
деталь крупно 4

«Bread serie 3» - 2008

Bread series N3 2008
Bread series N3 2008 det.
Bread series N3 2008 det

2004 - «Bugs»

bugs_1
bugs_2
bugs_3
bugs_4
bugs_5
bugs_6

2004 - «Pieces»

piece 1
piece2
piece3
piece4
exposition 2
exposition 7

«Bread serie 6» - 2010

IMG_8993
IMG_8994
IMG_8998
IMG_8999
IMG_9001
IMG_9002
English Русский