«Мавзолей бунта» – о выставке

апрель 2009 г.

Stella Art Foundation

На выставке «Мавзолей бунта» представлены работы молодых художников. Для большинства авторов участие в выставке – дебют. Начинают они в сложное время – эпоха безграничного роста (экономического ли, информационного) прошла – осталась громадная строительная площадка вся усыпанная недостроенными «объектами». Но уже давно возникало подозрение, что строительство это идет бездумно и бесцельно и единственный закономерный результат сего предприятия – обвал и катастрофа. В этом недострое, в этих руинах придется обитать долгое время. Руины эти – памятник бессмысленности. Потому естественно, что главная интенция молодого художника – попытаться придать хоть какой-то смысл окружающей действительности.

Что в итоге мы имеем? Десятки, если не сотни неоконченных проектов, различных толком не разработанных и не оформленных идей и форм, кучу социальных инициатив и институций, которые уже никогда не будут ни сформированы, ни запущены.

Нужно ли строить что-то свое, добавляя еще одну строительную площадку, или лучше попытаться разобраться с тем что имеем?

Так возникает идея Произведения – осмысленного завершения незавершенного.

Действительно, предыдущий этап прежде всего характеризовался активизмом: не важно что и во имя чего, главное – делать. Активный, энергичный человек ценился выше человека умного и глубокого. В нынешних условиях подобной роскоши мы себе позволить не можем. Потому главным достоинством следует признать наличие плана действий с заранее известной целью, а это и есть возврат Произведения искусства в систему искусства. Ибо произведение начинается с замысла. Продолжается как система четко спланированных действий и заканчивается артефактом наполненным смыслом. И здесь мы становимся свидетелями бунта, бунта нового поколения художников против аморфного и бездумного активизма, против всех и всяческих инициатив не имеющих ни своих четких целей, ни своего финала, а так же бесконечного институционального «творчества» порождающего никому не нужные смутные «организации» современные «Рога и копыта» из известного романа Ильфа и Петрова.   

Сегодня задача современного художника заключается в придании смысла и завершенности всем вновь реабилитированным в эпоху постмодернизма медиа. Именно постмодернизм, отказавшись от пуризма авангарда, вернул назад в художественную практику и живопись, и картину, и объект – практически все запрещенные авангардом (прежде всего концептуализмом) медиа. Но возврат этот был ироничный, игровой: несколько боязливый, прикрывающийся шуткой и даже розыгрышем. Сейчас же настало время осмысленной работы с этими вернувшимися назад медиа.

Молодые художники чувствуют (понимают) эту задачу. Поэтому их работа состоит не в бездумном поиске каких-то новых медиа (то чем занимались художники в нулевые годы), будь то какие-то неведомые новые технологии или анти-художественные социальные акции – нет, их работа – это придание реабилитированным медиа формы законченного произведения. Конечно, сама эта законченность выглядит еще пока как скелет или каркас. Ведь первый шаг состоит в выявлении главных структурных осей произведения искусства. (Одной из этих формальных осей является внутренняя симметрия артефакта).

Другим важным для произведения атрибутом следует признать ауру. Термин этот, введенный Беньямином, имеет разные интерпретации. Большинство сходится на том что ауратическое произведение создает незримую дистанцию  между зрителем и собой. Создание этой дистанции – труднейшая задача. Одним из самых доступных приемов можно считать придание артефакту интонации культового объекта, т.е. объекта имеющего свое более возвышенное применение. Имитация культовости создает искомую ауру, которая только усиливается от самого факта имитационности. При отсутствии культа аура становится художественным приемом. Наличие четко определяемого художественного приема позволяет опознать новое художественное направление – ауратизм.

Группируемые в коллективной выставке артефакты обладающие отчетливым ауратическим эффектом создают новый экспозиционный ансамбль. Конечно выставка остается выставкой, но высшей формой ауратического ансамбля можно считать мавзолей (с мавзолеем конкурирует храм). Совмещение молодежного бунта против незавершенности и ауратизации произведения искусства дают нам ничто иное как МАВЗОЛЕЙ БУНТА.   

Анатолий Осмоловский  

выставка «Мавзолей бунта»

Периоды творчества

1987 – 1990 («Министерство ПРО СССР»)

1989 – 1992 (Э.Т.И.)

1992 – 1994 (Necesiudik)

1992– 2001 (Personal projects)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Personal projects)

Работы разных периодов


Вместо искусства

1992 г., март – акция «Леопарды врываются в храм»

cuts_2

V. Brodsky and R. Tsapina at the exhibition “The Day of Knowledge” September 1-15, 1991

January 15, 1991 – action “Forefinger”

Анонсы

Курс лекций на «Фабрике»

художник Анатолий Осмоловский
(Создатель движения «Э.Т.И.», автор кампании «Против Всех», редактор журнала «Радек»)
объявляет курс лекций на «Фабрике»

Продолжительность курса: 1 год
вводные лекции: 2 и 9 октября 2007 года

адрес: м. Бауманская, Переведенковский пер.18, первая проходная, «Актовый зал»

Схема проезда


10 марта в Государственном центре современного искусства открылась выставка художников, номинированных на премию Инновация-2008


IV конкурс на присуждение премии в области современного визуального искусства Инновация10 марта в Государственном центре современного искусства открылась выставка художников, номинированных на премию "Инновация-2008".
Премия «Инновация» – одна из крупнейших российских премий в области современного искусства. Учреждена в 2005 году Министерством культуры Российской Федерации и Государственным центром современноо искусства. В этом году на премию подано более 200 заявок.

Архстояние 2010. 24-25 июля 2010 года. Николо-Ленивец.


Проект “НИКОЛА-ЛЕНИВЕЦ” представляет:
Фестиваль ландшафтных объектов АРХСТОЯНИЕ 2010. ЛЕТО
Тема: ДЕВЯТЬ МУЗ ЛАБИРИНТА. Лесная литургия

24-25 июля 2010 года

Куратор: Олег Кулик Архитектор & Василий Щетинин

12 мая 2010, среда - 19.00 ЦСК «Гараж», лекция «Американская редукция: Поллок, Ньюман, Ротко»


История и значение художественных открытий, сделанных лидерами американского авангарда 1950-х годов

Новый журнал о современном искусстве БАЗА 1/2010


Анатолий Осмоловский представляет готовящийся к выходу в мае 2010 г. журнал «БАЗА», в котором будут освещаться актуальные аспекты современного искусства. О времени выхода первого номера и местах распространения издания будет сообщено дополнительно, следите за новостями на нашем сайте.

2 июля - 1 августа 2010 г - II Московская международная биеннале молодого искусства «СТОЙ! КТО ИДЕТ?»

С 2 июля по 1 августа 2010 года

Тема Биеннале 2010 – «Границы»

Сформирована основная программа Биеннале молодого искусства «СТОЙ! КТО ИДЕТ?». 
В Центре современного искусства ВИНЗАВОД будут представлены кураторские программы из Италии и Мексики, России и Латвии. 

Презентация критического журнала «База». Встреча с художником и редактором журнала Анатолием Осмоловским.

26 августа, 19.00
Музей современного искусства
Пермь, Орджоникидзе, 2

В четверг, 26 августа, в Музее современного искусства PERMM, в экспозиции проекта «Открытые фонды» состоится презентация нового издательского проекта А. Осмоловского – критического журнала «База». Передовое искусство нашего времени», в котором будут освещаться актуальные аспекты современного искусства.

20 августа - 5 сентября 2010 года - Выставка «Открытые фонды» . Пермь

Выставка произведений из фондов КГАУ «Музей современного искусства» ПЕРММ

Проект "Открытые фонды" 2010 года ставит своей целью познакомить жителей Пермского края, гостей города, всех интересующихся искусством зрителей, специалистов и посетителей сайтов Музея с фондовой политикой ПЕРММ. Его задача отразить целостность и одновременно многозначность подхода Музея к комплектованию фондов, в основе которого лежит концепция, обозначенная в программной выставке Музея - «Русское Бедное».

 

Журнал о современном искусстве «База»


artmagazine BaseАнатолий Осмоловский представляет готовящийся к выходу журнал «БАЗА», в котором будут освещаться актуальные аспекты современного искусства. О времени выхода первого номера и местах распространения издания будет сообщено дополнительно, следите за новостями на нашем сайте.

15 сентября 2010 года, среда, 19:00 - Презентация проекта «База» в ЦСК «Гараж»

15 сентября 2010 г., среда, 19:00
Центр современной культуры «Гараж»
Презентация проекта «База»
Анатолий Осмоловский

Печатные издания Радек

Поступили в продажу печатные издания группы Радек

Поступил в продажу первый номер журнала БАЗА

Журнал о современном искусстве БАЗА, № 1В сборнике публикация центрального эссе немецкого философа Гарри Леманна «Авангард сегодня». Подборка статей и лекций Клемента Гринберга. Новый поэтический цикл поэта Дмитрия Пименова. Полиграфические художественные проекты С.Огурцова и С.Шурипы. А так же аналитические статьи современных российских художников по теме «Произведение искусства».

Презентация журнала «БАЗА» 12 октября в «Гилее»

Презентация и обсуждение первого номера журнала "БАЗА" состоится 12 сентября в 20.00 в книжном магазине "Гилея" по адресу: Тверской бульвар, 9. Вход свободный.

English Русский