MailRadek - текст № 20. Актуальное искусство: здесь и сейчас (отказ от музея)

текст № 20 
Актуальное искусство: здесь и сейчас (отказ от музея)
10.11 — 9.12.96

Художники, владельцы картинных галерей, критика и публика толпой стекаются туда, где “что-то происходит”. Однако истинная реальность этого “что-то происходит” — это реальность денег: при отсутствии эстетических критериев оказывается возможным и полезным определять ценность произведений искусства по той прибыли, которую они дают. Подобная реальность примиряет все, даже самые противоречивые тенденции в искусстве, при условии, что эти тенденции и потребности обладают покупательной способностью
Ж.-Ф. Лиотар “Что такое постмодерн?”

По общему мнению современная художественная ситуация пребывает в состоянии кризиса. Этот кризис с каждым годом все более и более углубляется — разрушается инфраструктура, созданная в 80-е годы, художественное сообщество испытывает дефицит новых идей, тысячи людей занятых в арт-системе перепрофилируются. Возникает ощущение, что изобразительное искусство, бывшее все эти годы эталоном эксперимента и инновации, уступает свои позиции другим видам деятельности. Действительно, общий культурный фон изменился настолько радикально, что основные функции современного искусства не могут быть востребованы. Вместе с тем, мы не можем не признать тот очевидный факт, что современное изобразительное искусство за все годы своего развития накопило колоссальный стратегический опыт взаимодействия с обществом. Этим опытом не обладает никакой другой вид деятельности. Именно современный художник знает, как структурированно и как функционирует современное общество. Современный художник — это специалист по коммуникации. При минимуме затраченных средств он добивается максимального эффекта в распространении информации.

Современное искусство — это площадка для отрабатывания самых шокирующих, самых парадоксальных и самых фантастических методов и способов репрезентации. Сама репрезентация никогда не нейтральна, она несет в себе определенный способ восприятия реальности. Именно формированием способа восприятия потребителей занимается современный художник. Этот процесс не прерывался на протяжении ХХ века ни на год и нет ни каких свидетельств, что в современном мире эту задачу взяли на себя иные формы гуманитарной деятельности. Скорее, можно констатировать, что в кризисе пребывает не само современное искусство, а устаревшая модель его функционирования, модель, созданная в 80-е годы. Эта модель включает в себя, по крайней мере, несколько стереотипов:

  1. претензия на инновацию, которая создавала товарность продуктов искусства на арт-рынке;
  2. ставка на рыночную систему производства и перераспределения искусства как на главный определитель его надежности и универсальности и, как следствие, направленность на создание высококачественного арт-продукта;
  3. обязательное достижение музейного статуса как гарант исторической состоятельности.

Каждый из этих пунктов объединен одной генеральной интенцией — убежденностью, что искусство обладает некой ценностью за пределами коммуникативного события. Если постмодернисты обвиняли классический модернизм в непомерно раздутых амбициях не подтвержденных реальным положением вещей (критика позиции гения выдувающего свои произведения из ничто, критика претензии на независимость и т. д.), то новейшее искусство может предъявить похожие претензии постмодернистской культуре современного искусства обвинив его в амбиции быть сохраненным и стоить денег. На самом деле единственная ценность искусства в том событии, которое оно создает в пределах своей процессуальности. За пределами события любой артефакт (произведение искусства) должен рассматриваться только как документация этого события вне соотношения с предшествующими артефактами и произведениями искусства. Искусство с подобной ценностной ориентацией можно назвать искусством актуальным, ведь максимальная коммуникативность является его главной целью.

Актуальное искусство — это не товар, не инновация и не универсальная ценность, достойная своего хранения. Что же оно представляет из себя?

Искусство для того, чтобы стать актуальным, должно быть предельно конкретным и функциональным т. е. оно должно найти выходы в реальный мир — мир политики, шоу-бизнеса, музыки, аналитических практик, медицины и т.д. Я не имею ввиду подчинение искусства всем вышеперечисленным родам деятельности, а их взаимную трансгрессию. Когда искусство вторгается в политику, мы спасаем искусство от искусства и политику от политики. Когда искусство диффузирует с какой-либо аналитической практикой, мы получаем новый род деятельности.

Среди множества жанров современного искусства наиболее актуальны те, что несут в себе больший заряд функциональности и коммуникативности. Это прежде всего: перформанс, плакат, стратегическое планирование репрезентативной деятельности, различные виды дизайна, клубная и институциональная практика. Основная задача художника заключается в синтезировании различных жанров искусства в единую систему и внедрение этого тела в иную сферу человеческой деятельности. Причем под функциональностью я не обязательно понимаю позитивную “полезность” искусства так как это понималось русскими конструктивистами, но нахождение другого модуса его существования, т.е. внедрение искусства в реальную жизнь может быть и деструктивным, разрушительным, вносящим сумятицу и хаос.

Один из ярких примеров подобного подхода демонстрирует итальянский художник Оливеро Тоскани, реклама которого в системе United Colours of Benetton — синтез артистической практики и рекламной работы, направленной на массового зрителя. Этот художник, не определяющий себя через систему современного искусства, не зависящий от музеев, галерей и кураторов, показывает нам совершенно иной модус функционирования искусства — ведь визуальные образы созданные этим художником, которыми буквально нашпигованы практически все магазины и продукция системы United Colours of Benetton выполняя определенную функцию (в данном случае рекламную) имеют непосредственное отношение к искусству. На подобную деятельность можно посмотреть и еще более широко — сама фирма Бенеттона стала художественным проектом О. Тоскани. В опыте Тоскани прежде всего заслуживает внимание соотнесенность искусства с другими видами деятельности, попытка построить иные отношения с социальностью.

В этом смысле Джеф Кунс есть завершение одного из самых важных этапов современного искусства, использовав эстетику кича и кемпа он стал феерическим завершением ориентации на создание качественного, подлежащего долгому хранению артефакту. В его лице искусство прощается с Музеем как с одной из форм трансценденции. Другой не менее ключевой фигурой восьмидесятых, на мой взгляд, была Синди Шерман, которая средствами фотографии добивалась эффекта классических картин для музея. Идеология Музея имплицитно содержалась уже в самих произведениях искусства этих художников. Напротив актуальный художник порывает с этой имплицитностью, удачность его искусства проверяется включенностью в социальные процессы, способностью синтезировать творческую среду.

Если попытаться формализовать деятельность актуального художника через “жанры”, то самой элементарной формой этой деятельности можно назвать ситуацию. Этот термин, введенный Ситуационистским Интернационалом, означает конструирование некого социального происшествия. Ситуация — не перформанс и не хэппенинг, ситуация, скорее, хулиганская выходка, провокация, затрагивающая не столько эстетическую сферу функционирования в системе искусства, сколько сферу политической (в широком смысле этого слова) легитимности. В московском искусстве в этом “жанре” работали движение “ЭТИ” и Александр Бренер. Одна из последних ситуаций созданных А. Бренером, которая получила некоторую известность была произведена на международной выставке “Манифеста” в Роттердаме. Во время выступления главного спонсора этой выставки Бренер подошел к микрофону и комментировал речь выступавшего словами “это ложь/это правда” показывая с одной стороны абсурдность подобных “обвинений”, а с другой, именно в силу этой абсурдности, их абсолютную уместность.

Мне кажется, что одной из важных составляющих этого жеста была его внезапность и незапланированность. Именно этот фактор позволяет определить данный жест как создание ситуации, а не перформанса. Приблизительно в этом же “жанре”, но более усложненном, работает и галерист Марат Гельман, во всяком случае его проект с вариантом новых российских денег был именно ситуацией, а не просто очередной выставкой.

Другой отличительной чертой актуального художника является проектное мышление. Автор не мыслит свое искусство как ряд независимых друг от друга произведений искусства, а как единый проект внутрь которого могут быть инкорпорированы те или иные произведения (свои или чужие), документация и т. д. Яркий пример подобного подхода Олег Кулик & “Партия животных”, Дмитрий Гутов & “Институт Лившица”, проектным мышлением, на мой взгляд, обладает и такой художник как Оливьеро Тоскани. Проектное мышление — это попытка мыслить искусство как процесс, а не как совокупность предметов искусства.

И наконец, самым сложным “жанром” актуального искусства можно назвать создание среды — некоего творческого пространства состоящего из деятельности нескольких людей слитых в дизъюнктивном синтезе. Наиболее известный актуальный художник этого типа, конечно, Квентин Тарантино. Основная задача этого художника заключается в создании среды, где участникам процесса уже не важно, через какую форму канализируются потоки желания и творчества: литература, перформансы, объекты, плакаты, организация выставок, кинофильмы, теоретические статьи, рецензии и т. д.

Задача актуального художника этого типа заключается в инициировании процессов позитивного дизъюнктивного синтеза, переплетая различные роды деятельности, участвуя в совершенно различных по своей специфике мероприятиях: музыкальных, политических, театральных, аналитических, издательских, кураторских и т. д. Топос актуального художника максимально расширен, он захватывает практически все виды гуманитарной деятельности, подобный художник превратился из автора тех или иных визуальных образов в креатора среды и ситуации. Подобная активность достаточно известна в истории можно вспомнить деятельность Андре Бретона, Давида Бурлюка и других. Однако этот вид творческой активности никогда не был формализован как творческий.

С другой стороны процесс создания ситуаций и творческих сред связан с политической активностью так как затрагивает экономические и юридические основы общества и государства. Этот процесс не может не войти в конфликт с законом и порядком позднекапиталистического общества суть которого не изменилась со времен “Капитала” К. Маркса.
Трем вышеперечисленным пунктам 80-х сейчас можно противопоставить следующие:

  1. Коммуникация вместо инновации;
  2. Синтез социальных процессов, сред и ситуаций вместо создания рыночных продуктов;
  3. Максимальная социальная функциональность как гарант исторической и общественной состоятельности;

            Оставив музейные амбиции искусство делает ставку на ситуацию, на создание коммуникации здесь и сейчас. Актуальное искусство стремится стать перманентным событием в искусстве, а не воспоминанием об этом событии сохраненным в музее. 

Анатолий Осмоловский

проект: А. Осмоловский
корректура: Г. Аванесова
коммуникация: “Художественный журнал” № 16

Периоды творчества

1987 – 1990 («Министерство ПРО СССР»)

1989 – 1992 (Э.Т.И.)

1992 – 1994 (Necesiudik)

1992– 2001 (Personal projects)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Personal projects)


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 20156:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Read more…




19/11/2014
Post Pop: East Meets West (26 November 2014 - 23 February 2015, Saatchi Gallery, London)

Post Pop: East Meets West

26 November 2014 - 23 February 2015

Post Pop: East Meets WestThe exhibition brings together 250 works by 110 artists from China, the Former Soviet Union, Taiwan, the UK and the USA in a comprehensive survey celebrating Pop Art's legacy. Post Pop: East Meets West examines why of all the twentieth century's art movements, Pop Art has had such a powerful influence over artists from world regions that have had very different and sometimes opposing ideologies.

The exhibition celebrates the art being produced in these four distinct regions since the heyday of Pop, and presents them in relation to each other through the framework of six themes: Habitat; Advertising and Consumerism; Celebrity and Mass Media; Art History; Religion and Ideology; Sex and the Body. 


Read more…




20/09/2014
9/09-30/11 2014,Mike Nelson selects the first in a series of four displays of the V-A-C collection at the Whitechapel Gallery

Mike Nelson selects from the V-A-C collection:
Again, more things (a table ruin)

Known for his atmospheric, immersive installations British artist Mike Nelson (b. 1967) transforms the gallery with sculptures drawn from the V-A-C collection.

The space, with a rough wooden floor and mass of modelled figures, is suggestive of an artist’s studio, but it is filled with sculptures of the body by some of the 20th century’s greatest artists.

Displayed on this common ground, Constantin Brancusi’s The First Cry (1917) dissolves the human form into elliptical shapes, and Alberto Giacometti’s Femme Debout (1957) elongates a woman’s body into abstraction. While contemporary artist Pawel Althamer’s depiction of three figures around a campfire becomes a focal point around which the other sculptures – by artists including Petr Galadzhev and Anatoly Osmolovsky - seem to be gathered.The display highlights the V-A-C collection, Moscow, as part of the Whitechapel Gallery’s programme of opening up rarely seen collections from around the world.

The publication for this exhibition will available from the end of September.  More (press-release)


Read more…


02/04/2012
Exhibition BLIND HOLE - 31/03/2012 – 04/06/2012, Thomas Brambilla gallery, Bergamo, Italia

Thomas Brambilla gallery is proud to announce on Saturday 31 March 2012 the opening of the
group show Blind hole, with William Anastasi, Lucio Fontana, Udomsak Krisanamis, Anatoly
Osmolovsky, Nathan Peter, Grayson Revoir.

31/03/2012 – 04/06/2012
Opening: Saturday 31 March 2012 h.18.30.
Opening hours: Tuesday - Saturday h.14:00-19:00.

Thomas Brambilla
Via Casalino 25
24121 Bergamo Italia
Ph: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com


Read more…


07/07/2011
Ostalgia VIP Preview Invite

New Museum will present “Ostalgia,” an exhibition that brings together the work of more than fifty artists from twenty countries across Eastern Europe and the former Soviet Republics. Contesting the format of a conventional geographical survey, the exhibition will include works produced by Western European artists who have depicted the reality and the myth of the East.

The exhibition takes its title from the German word ostalgie, a term that emerged in the 1990s to describe a sense of longing and nostalgia for the era before the collapse of the Communist Bloc. Twenty years ago, a process of dissolution began, leading to the break-up of the Soviet Union and of many other countries that had been united under communist governments. From the Baltic republics to the Balkans, from Central Europe to Central Asia, entire regions and nations were reconfigured, their constitutions rewritten, their borders redrawn. “Ostalgia” looks at the art produced in and about some of these countries, many of which did not formally exist two decades ago. Mixing private confessions and collective traumas, the exhibition traces a psychological landscape in which individuals and entire societies negotiate new relationships to history, geography, and ideology.

 


Read more…


28/10/2010
Saulius Stonys. Ieškant ryšio (fotoreportažas)

2010-10-16

Fotoreportažas iš Rusijos šiuolaikinio meno projekto parodos „Estetika VS Informacija“ atidarymo (paroda veiks iki lapkričio 14 d.)...


Read more…


07/10/2010
Презентация журнала «БАЗА» 12 октября в «Гилее»

Презентация и обсуждение первого номера журнала "БАЗА" состоится 12 сентября в 20.00 в книжном магазине "Гилея" по адресу: Тверской бульвар, 9. Вход свободный.


Read more…


06/10/2010
Письмо Анатолия Осмоловского участникам круглого стола премии Кандинского-2010

Уважаемые участники круглого стола, к сожалению я не могу принять участие в обсуждении, так как в этот момент нахожусь в поезде Москва-Вильнюс. Будучи первым обладателем премии Кандинского мне, конечно, не безразлична судьба этой в высшей мере благотворной инициативы, потому я предлагаю вашему вниманию собственные соображения.


Read more…


02/10/2010
Туринский гамбит. Выставка «Модерникон» в Фонде Сандретто Ре Ребауденго.

Газета «Коммерсантъ» № 180 (4480) от 29.09.2010

Выставка "Модерникон" счастливо соединила деньги олигархов с креативностью художников.


Read more…


24/09/2010
Поступил в продажу первый номер журнала БАЗА

Журнал о современном искусстве БАЗА, № 1В сборнике публикация центрального эссе немецкого философа Гарри Леманна «Авангард сегодня». Подборка статей и лекций Клемента Гринберга. Новый поэтический цикл поэта Дмитрия Пименова. Полиграфические художественные проекты С.Огурцова и С.Шурипы. А так же аналитические статьи современных российских художников по теме «Произведение искусства».


Read more…


24/09/2010
23 сентября–27 февраля,Выставка «Модерникон.Современное искусство из России», Fondazione Sandretto Re Rebaudengo (Турин,Италия)

23 сентября–27 февраля,Выставка «Модерникон.Современное искусство из России», Fondazione Sandretto Re Rebaudengo (Турин,Италия)Этаблированный фонд с шикарным выставочным залом Sandretto Re Rebaudengo (Турин, Италия) и новый российский фонд «Виктория — Искусство быть современным» (Москва) показывают выставку русских художников сегодняшнего дня, кураторами которой выступили Франческо Бонами (художественный директор фонда) и Ирене Кальдерони. Выставка исходит из гипотезы (навеянной идеями Анатолия Осмоловского), согласно которой русское искусство раньше имело радикальную и провокационную эстетику, а ныне вступило в новую фазу своего развития, где прямое действие уступило место более эстетическому подходу.


Read more…


23/09/2010
Печатные издания Радек
Поступили в продажу печатные издания группы Радек
Read more…


13/09/2010
«Тупые, наверное. Книжек не читают»

Ирина Постникова /03 сентября 2010

Художник, куратор, философ Анатолий Осмоловский политике никогда не был чужд. Более того, всегда считал себя оппозиционером — и власть публично критиковал. Тем не менее, месяц назад Осмоловский поучаствовал в молодежном форуме «Селигер», чем изрядно всех удивил. Сам он, впрочем, считает, что степень его оппозиционности от пребывания среди прокремлевских активистов не уменьшилась. Потому что не контекст красит человека, а человек — контекст.


Read more…


12/09/2010
Matthias Meindl - «Мы перешли в другую эпоху...». Беседа с художником Анатолием Осмоловским об искусстве и политике.

ММ: Анатолий, мне интересно, как начиналась Ваша творческая деятельность?

АО: Я сам из Москвы, начинал как литератор, как поэт. В 17-18 лет, когда здесь началась перестройка и была объявлена свобода и гласность, я читал стихи в публичных местах, на улице. Но дело в том, что российский литературный круг в интеллектуальном смысле достаточно примитивен, и довольно быстро меня и моих друзей эта деятельность перестала удовлетворять. Постепенно я стал смещаться в область перформанса, а потом и изобразительного искусства.


Read more…


05/09/2010
Шедевры русской архитектуры: Свияжский Успенский монастырь

 Во время летнего путешествия по Уралу мы – я, Александр Липницкий и Светлана Баскова – проездом посетили Свияжский Успенский собор. Собор этот известен сохранившимися фресками 16 века. В России совсем не много сохранившихся фресок 16 века. За исключением Ферапонтова монастыря кое-где сохранились небольшие фрагменты, да и то в крайне плохом состоянии. Фрески Успенского собора сохранились в большом объеме. Качество фресок выдающееся. В некоторых фрагментах видны отголоски «дионисиевого» письма.  


Read more…

English Русский