Анатолий Осмоловский.Периоды творчества

Публикации

Искусство с народом и без него. Обзор новейших московских выставок (акции «Партия под ключ», «Сегодня»)

газета «Сегодня» №120(478) 30.06.95

Начавшись политической бурей, художественная жизнь к концу недели, похоже, вновь перешла на малые обороты и на тесное общение в родственном кругу. Из множества сопутствующих разговоров и текстов более прочих на цитату тянет слоган Движения умственно-политической ассенизации "Или наденьте трусики, или снимите крестик". Автор не знает, как иные художники поступят, но он бы на их месте выбрал крестик, в том смысле что политика — политикой, но лучше от греха подальше.

В политической борьбе молодое поколение предпочитает использовать гаечный ключ (акция «Партия под ключ»)

Коммерсант 01.06.95

Галерист Марат Гельман, художественные проекты которого актуальны, как газетные заголовки, не преминул откликнуться на модную сегодня политическую тему грядущих выборов. В Политехническом музее он организовал шоу-конкурс «Партия под ключ». Вниманию аудитории был - предложен вакантный пакет регистрационных документов, право на обладание которым после выступлений соискателей, последующих дебатов и завершающего все шоу выборов должно перейти к победившему лидеру движения или партии. Призовой пакет — реальный. Этого нельзя сказать о большинстве претендентов, представлявших лишь самих себя — свои мании и фобии (афишировать которые стало ныне уместно не только в закрытых стационарах), а также художественные проекты.

"Авангард и китч": предисловие к публикации (ХЖ №60)

Статья Клемента Гринберга "Авангард и китч" – одна из фундаментальных теоретических работ ХХ века. По степени влиятельности и популярности она может сравниться разве что с работой Вальтера Беньямина "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости", многие положения которой неявно Гринбергом оспариваются. Актуальность подобного мышления, построенного из четких бинарных оппозиций, повышается в периоды острого противостояния, когда скрытые конфликты выходят наружу, требуя своего разрешения. Соответственно, любой кризис, в том числе и художественный, может быть преодолен именно путем прояснения фундаментальных оснований этого противостояния.

Является ли современность нашей античностью? (ХЖ №61-62)

Античность для европейской художественной культуры со времен Ренессанса является идеалом. Этот идеал ассоциируется с   
Однако в каком виде известно нам художественное наследие античности? Исключительно в руинах. Даже в том случае когда до нас дошли неповрежденные артефакты мы никогда не видели их именно в том виде как их видели современники. Но главное – это общее впечатление: мегалитические развалины античных храмов, фрагменты статуй и фресок, куски барельефов. Все это выкопано, рассортировано, помещено в стерильное пространство музеев. Эта титаническая работа по сохранению и реконструкции античности еще рельефнее высвечивает ее руинированное состояние.

Пролегомены к методологическому принуждению (ХЖ №48-49)

Многим известно, что московское радикальное искусство (московский акционизм) с самого начала своего возникновения определяло себя искусством левым, наследуя великой политической традиции авангарда ХХ века. Абсолютное большинство текстов, совместных и индивидуальных заявлений, манифестов и интервью почти всех ведущих представителей этого направления содержит совершенно отчетливый левый политический месседж.

О выставке «Мавзолей бунта»

© Предоставлено STELLA ART FOUNDATION

Алексей Панькин. Оставленная часть. 2009

На выставке «Мавзолей бунта» представлены работы молодых художников. Для большинства авторов участие в выставке – дебют. Начинают они в сложное время – эпоха безграничного роста (экономического ли, информационного) прошла – осталась громадная строительная площадка вся усыпанная недостроенными «объектами». Но уже давно возникало подозрение, что строительство это идет бездумно и бесцельно и единственный закономерный результат сего предприятия – обвал и катастрофа. В этом недострое, в этих руинах придется обитать долгое время. Руины эти – памятник бессмысленности. Потому естественно, что главная интенция молодого художника – попытаться придать хоть какой-то смысл окружающей действительности.


Contemporary Art: Here and Now (Rejection of museums)

"Artists, gallery owners, critics, and the public throng to wherever 'something is happening.' But the reality of this 'something happening' is the reality of money. In the absence of aesthetic criteria, it is possible and useful to determine the value of works of art on the basis of their profitability. This reality reconciles everything, even the most contradictory tendencies in art, provided that these tendencies have purchasing power."

Prolegomena for Methodological Constraint

The Necessity of a Method as a Basis for Forming a Culture of Left-Wing Opposition

It is widely known that from its very origins Moscow radical art (so-called "Moscow actionism") defined itself as left-wing art, following the great political tradition of the 20th century avantgarde. The absolute majority of texts, collective and individual declarations, manifestos, and interviews by almost all the main proponents of this movement contain an unmistakable left-wing political message. Almost no art critic took these political assertions seriously when they were made; instead, they were understood as rather obscure manifestations of artistic whimsy. In analyzing this strange tendency from today's perspective, it does not seem to be a great exaggeration to admit that a will towards method lies at the very basis of left-wing political choice, a wish to make one's own practice understandable and reproducible by others. In the past decade, this idea has passed through a thorny path of trial and error. At time, it has deviated from its main goal, but at other points, it has hit its mark, defining some of the central artistic events of the 1990s.

The ethical code of autonomy

The 1990s saw a drastic intensification of the problematical relationship between ethics and aesthetics. This comes as no surprise: as the symbolic order of previous decades headed for a total collapse, it dislocated older social and ideological points of reference, jumbling and tangling up new economic relations with behavioral ethics, and aesthetic values with one another.

Как случилось, что я стал художником? (ХЖ №45)

В изобразительное искусство я пришел из литературы. В 1987-1990 годах я, Дмитрий Пименов, Георгий Туров и Григорий Гусаров создали литературную группу "Министерство ПРО СССР", которая занималась различными литературными экспериментами. Их западные аналоги: французские группы "Тель Кель", "УЛИПО", поэты Раймон Кено, Дени Рош, американская "Школа языка" и др. Сочиняя достаточно сложные тексты на границе между современной поэзией и литературной критикой с элементами левацкой риторики в духе 68-го года, "Министерство ПРО СССР" стало известно в московском литературном сообществе благодаря ряду достаточно жестких скандалов, переходящих порой в мордобой. Скандальное поведение не было обусловлено стремлением к саморекламе, желанием известности: мы сознательно создавали образ авангардистов, представляя собой "подобие" современного авангарда. Скандалы чередовалась с сольными литературными выступлениями (приблизительно раз в месяц). Больше всего в литературном сообществе того времени нас – меня и моих друзей – раздражала безграмотность и глупость советских литературных "авангардистов". Сейчас, перечитывая их стихи того времени, я думаю, что мы были не так уж не правы.

По большому (ХЖ №53)

На мой взгляд, наиболее актуальна для российского (а возможно, и западного) художественного контекста тема, которую условно можно было бы назвать: "Произведение искусства". Она или какие-то более уточненные ее вариации могла бы стать темой и первого московского Большого проекта. Проблематика "произведения искусства", с одной стороны, радикально отличается от тенденций и художественных методов прошедшей декады ХХ столетия, с другой – является фундаментальной, заранее обеспечен интерес к ней как профессионалов, так и простой публики.

Отличное от хорошего (ХЖ №55)

Одно из объяснений рахитичности российского современного искусства состоит в отсутствии внятных критериев определения художественной удачи. Эти критерии родятся в дискурсе, сам же дискурс – в сфере академических институций. Не имея общего корпоративного мнения среди специалистов, оно с необходимостью замещается квазинезависимыми суждениями журналистов, у которых есть только один критерий – масс-медийный успех. Этот критерий создает одномерный контекст современного искусства России, затрудняя художественное производство и понимание. Поэтому проблема качества произведения искусства встает сегодня как логическое продолжение сложнейший работы по формированию в России предпосылок для адекватного участия в международном художественном процессе.

Этический код автономии (ХЖ №58/59)

Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между этикой и эстетикой, особенно обострились в 90-е годы. В ситуации тотального распада традиционного символического порядка, радикальной смены общественных и идеологических ориентиров, возникновения новых экономических отношений этические основания поведения и эстетические ценности смешались и перепутались. Искусство стало пониматься не как специфическая проектная практика по созданию новых форм и смыслов, а прежде всего как этическое усилие. Наиболее яркие авторы 90-х, вышедшие на московскую художественную сцену, демонстрировали разнообразные этические модели поведения (иногда до крайности скандальные). Концентрация на этической проблематике не могла не спровоцировать распространение крайней нетерпимости во взаимоотношениях друг с другом и с остатками советской и первыми элементами постсоветской системы искусства. Единственным средством общественной коммуникации внутри художественного сообщества стала "дружба". "Дружба оказывается последним прибежищем культуры в ситуации институционального, идеологического и морального вакуума" 1. Дружба была рудиментарной формой институционализации искусства, сохраняя одновременно общественную коммуникацию и индивидуальную бескомпромиссность участников. Как показал в своем тексте В. Мизиано, наиболее убедительной художественной формой дружеской коммуникации стал конфиденциальный проект.

Удовольствие от искусства (ХЖ №69)

"Искусство во все времена, начиная с ранней античности и до наших дней, было связанно золотой пуповиной с правящим классом" – эта справедливая мысль Клемента Гринберга осаживает чрезмерно ретивых поборников "сопротивления" до сих пор. Стоит подчеркнуть, что в этой мысли очень важна метафора "золотой пуповины": она подчеркивает неявную связь, связь, которую в критическом угаре можно и позабыть. С другой стороны, эта метафора констатирует относительную независимость искусства – его способность жить самостоятельной жизнью и даже занимать в известной мере критическую позицию.

Произведение искусства в эпоху невозможности его материальной воспроизводимости

АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ включается в полемику о том, где располагается искусство будущего

Что вы думаете о «марше против дегенеративного искусства»?

«Враги русского народа в области культуры» АНДРЕЙ ЕРОФЕЕВ, ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ, МАРАТ ГЕЛЬМАН и АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ реагируют на обвинения Алексея Беляева-Гинтовта

Госпожа Ленин-Осмоловская. (Д. Пименов)

Очень поздний, но при том не менее деловой ужин(ok).

Работы разных периодов


1990 г. – Happening “True fashion show” on “New Wave Explosion” festival

action-happening «Barricade on Bolshaya Nikitskaya Street», 1998

Субъект и власть: воровство

«Bread serie 5» - 2010

IMG_8999


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 20156:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Read more…




19/11/2014
Post Pop: East Meets West (26 November 2014 - 23 February 2015, Saatchi Gallery, London)

Post Pop: East Meets West

26 November 2014 - 23 February 2015

Post Pop: East Meets WestThe exhibition brings together 250 works by 110 artists from China, the Former Soviet Union, Taiwan, the UK and the USA in a comprehensive survey celebrating Pop Art's legacy. Post Pop: East Meets West examines why of all the twentieth century's art movements, Pop Art has had such a powerful influence over artists from world regions that have had very different and sometimes opposing ideologies.

The exhibition celebrates the art being produced in these four distinct regions since the heyday of Pop, and presents them in relation to each other through the framework of six themes: Habitat; Advertising and Consumerism; Celebrity and Mass Media; Art History; Religion and Ideology; Sex and the Body. 


Read more…




20/09/2014
9/09-30/11 2014,Mike Nelson selects the first in a series of four displays of the V-A-C collection at the Whitechapel Gallery

Mike Nelson selects from the V-A-C collection:
Again, more things (a table ruin)

Known for his atmospheric, immersive installations British artist Mike Nelson (b. 1967) transforms the gallery with sculptures drawn from the V-A-C collection.

The space, with a rough wooden floor and mass of modelled figures, is suggestive of an artist’s studio, but it is filled with sculptures of the body by some of the 20th century’s greatest artists.

Displayed on this common ground, Constantin Brancusi’s The First Cry (1917) dissolves the human form into elliptical shapes, and Alberto Giacometti’s Femme Debout (1957) elongates a woman’s body into abstraction. While contemporary artist Pawel Althamer’s depiction of three figures around a campfire becomes a focal point around which the other sculptures – by artists including Petr Galadzhev and Anatoly Osmolovsky - seem to be gathered.The display highlights the V-A-C collection, Moscow, as part of the Whitechapel Gallery’s programme of opening up rarely seen collections from around the world.

The publication for this exhibition will available from the end of September.  More (press-release)


Read more…


02/04/2012
Exhibition BLIND HOLE - 31/03/2012 – 04/06/2012, Thomas Brambilla gallery, Bergamo, Italia

Thomas Brambilla gallery is proud to announce on Saturday 31 March 2012 the opening of the
group show Blind hole, with William Anastasi, Lucio Fontana, Udomsak Krisanamis, Anatoly
Osmolovsky, Nathan Peter, Grayson Revoir.

31/03/2012 – 04/06/2012
Opening: Saturday 31 March 2012 h.18.30.
Opening hours: Tuesday - Saturday h.14:00-19:00.

Thomas Brambilla
Via Casalino 25
24121 Bergamo Italia
Ph: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com


Read more…


07/07/2011
Ostalgia VIP Preview Invite

New Museum will present “Ostalgia,” an exhibition that brings together the work of more than fifty artists from twenty countries across Eastern Europe and the former Soviet Republics. Contesting the format of a conventional geographical survey, the exhibition will include works produced by Western European artists who have depicted the reality and the myth of the East.

The exhibition takes its title from the German word ostalgie, a term that emerged in the 1990s to describe a sense of longing and nostalgia for the era before the collapse of the Communist Bloc. Twenty years ago, a process of dissolution began, leading to the break-up of the Soviet Union and of many other countries that had been united under communist governments. From the Baltic republics to the Balkans, from Central Europe to Central Asia, entire regions and nations were reconfigured, their constitutions rewritten, their borders redrawn. “Ostalgia” looks at the art produced in and about some of these countries, many of which did not formally exist two decades ago. Mixing private confessions and collective traumas, the exhibition traces a psychological landscape in which individuals and entire societies negotiate new relationships to history, geography, and ideology.

 


Read more…


28/10/2010
Saulius Stonys. Ieškant ryšio (fotoreportažas)

2010-10-16

Fotoreportažas iš Rusijos šiuolaikinio meno projekto parodos „Estetika VS Informacija“ atidarymo (paroda veiks iki lapkričio 14 d.)...


Read more…


07/10/2010
Презентация журнала «БАЗА» 12 октября в «Гилее»

Презентация и обсуждение первого номера журнала "БАЗА" состоится 12 сентября в 20.00 в книжном магазине "Гилея" по адресу: Тверской бульвар, 9. Вход свободный.


Read more…


06/10/2010
Письмо Анатолия Осмоловского участникам круглого стола премии Кандинского-2010

Уважаемые участники круглого стола, к сожалению я не могу принять участие в обсуждении, так как в этот момент нахожусь в поезде Москва-Вильнюс. Будучи первым обладателем премии Кандинского мне, конечно, не безразлична судьба этой в высшей мере благотворной инициативы, потому я предлагаю вашему вниманию собственные соображения.


Read more…


02/10/2010
Туринский гамбит. Выставка «Модерникон» в Фонде Сандретто Ре Ребауденго.

Газета «Коммерсантъ» № 180 (4480) от 29.09.2010

Выставка "Модерникон" счастливо соединила деньги олигархов с креативностью художников.


Read more…


24/09/2010
Поступил в продажу первый номер журнала БАЗА

Журнал о современном искусстве БАЗА, № 1В сборнике публикация центрального эссе немецкого философа Гарри Леманна «Авангард сегодня». Подборка статей и лекций Клемента Гринберга. Новый поэтический цикл поэта Дмитрия Пименова. Полиграфические художественные проекты С.Огурцова и С.Шурипы. А так же аналитические статьи современных российских художников по теме «Произведение искусства».


Read more…


24/09/2010
23 сентября–27 февраля,Выставка «Модерникон.Современное искусство из России», Fondazione Sandretto Re Rebaudengo (Турин,Италия)

23 сентября–27 февраля,Выставка «Модерникон.Современное искусство из России», Fondazione Sandretto Re Rebaudengo (Турин,Италия)Этаблированный фонд с шикарным выставочным залом Sandretto Re Rebaudengo (Турин, Италия) и новый российский фонд «Виктория — Искусство быть современным» (Москва) показывают выставку русских художников сегодняшнего дня, кураторами которой выступили Франческо Бонами (художественный директор фонда) и Ирене Кальдерони. Выставка исходит из гипотезы (навеянной идеями Анатолия Осмоловского), согласно которой русское искусство раньше имело радикальную и провокационную эстетику, а ныне вступило в новую фазу своего развития, где прямое действие уступило место более эстетическому подходу.


Read more…


23/09/2010
Печатные издания Радек
Поступили в продажу печатные издания группы Радек
Read more…


13/09/2010
«Тупые, наверное. Книжек не читают»

Ирина Постникова /03 сентября 2010

Художник, куратор, философ Анатолий Осмоловский политике никогда не был чужд. Более того, всегда считал себя оппозиционером — и власть публично критиковал. Тем не менее, месяц назад Осмоловский поучаствовал в молодежном форуме «Селигер», чем изрядно всех удивил. Сам он, впрочем, считает, что степень его оппозиционности от пребывания среди прокремлевских активистов не уменьшилась. Потому что не контекст красит человека, а человек — контекст.


Read more…


12/09/2010
Matthias Meindl - «Мы перешли в другую эпоху...». Беседа с художником Анатолием Осмоловским об искусстве и политике.

ММ: Анатолий, мне интересно, как начиналась Ваша творческая деятельность?

АО: Я сам из Москвы, начинал как литератор, как поэт. В 17-18 лет, когда здесь началась перестройка и была объявлена свобода и гласность, я читал стихи в публичных местах, на улице. Но дело в том, что российский литературный круг в интеллектуальном смысле достаточно примитивен, и довольно быстро меня и моих друзей эта деятельность перестала удовлетворять. Постепенно я стал смещаться в область перформанса, а потом и изобразительного искусства.


Read more…


05/09/2010
Шедевры русской архитектуры: Свияжский Успенский монастырь

 Во время летнего путешествия по Уралу мы – я, Александр Липницкий и Светлана Баскова – проездом посетили Свияжский Успенский собор. Собор этот известен сохранившимися фресками 16 века. В России совсем не много сохранившихся фресок 16 века. За исключением Ферапонтова монастыря кое-где сохранились небольшие фрагменты, да и то в крайне плохом состоянии. Фрески Успенского собора сохранились в большом объеме. Качество фресок выдающееся. В некоторых фрагментах видны отголоски «дионисиевого» письма.  


Read more…

English Русский